Много шума по гиюрам Печать E-mail
02.06.2008 г.
Вот уже две недели слышен шум после постановления Высшего раввинского суда Израиля, положившего конец деятельности шарлатанского «Управления по делам гиюра». Именно «шум», который в словаре великорусского языка обозначен как «всякие нестройные звуки, голоса, поражающие слух; громкие голоса, крик; стук, гул, зык, рев, громкий шорох, все, что нескладно раздается в ушах». Политиканы и функционеры от «иудаизма-лайт» успели отметиться в СМИ, потребовав отменить раввинское постановление или уволить всех раввинов, выступивших против надувательства рава Друкмана и его приближенных в делах принятия гиюра.


Внимательное прочтение раввинского постановления приводит к убеждению, что иного решения по данному вопросу быть не могло. Минимальная интеллектуальная честность требовала от мудрецов поколения положить конец деятельности рава Друкмана и рава Авиора. Разве будет кто-то оспаривать тот факт, что среди восьми тысяч, прошедших обряд вхождения в иудаизм в рамках государственной программы, восемьдесят процентов и не помышляло принимать еврейский образ жизни? В отличие от тех религий, в которых сам обряд и поступок является единственным важным фактором для суждения о статусе человека, Тора и раввинский закон требуют понимания намерений человека и его душевного настроя. Поэтому мы говорим о том, что прохождение гиюра без истинного намерения имеет не больше значимости, нежели участие в сельском спектакле о прохождении гиюра.

Напомним, что программа поощрения гиюра утверждена государством и на нее тратится ежегодно 80 млн шекелей. Сначала к этим деньгам умело присосался Петя Полонский с его группой «Маханайим». Поскольку данный фигурант никак не вписывается в рамки нормативного иудаизма, бюджет был изъят из рук «маханаимцев» и передан на освоение окружению рава Друкмана. За этим человеком числится немало заслуг в деле еврейского просвещения. Он также совершил немало добрых поступков, включая и такой многолетний подвиг, как удочерение больной девочки-сироты. Однако рав Хайим Друкман никогда не был истинным знатоком закона Торы и никогда не получал квалификации раввинского судьи. Он относится к тем религиозным благомыслам, которые на протяжении десятков лет пытались оправдывать любые действия израильского государства. Поэтому неудивительно, что правительственный заказ на расширение рамок для принятия неевреев в иудаизм был воспринят Друкманом как Глас Б-жий. Вместо обращения к законам Торы в решении чисто религиозных вопросов назначенные государством религиозные функционеры ввели в понятийную систему при прохождении гиюра такие посылы, как «государственные интересы» и «национальная ответственность».

Следует подчеркнуть, что смещение Друкмана произошло вовсе не по инициативе Раввинского суда, не имеющего полномочий на то, а по инициативе комиссии от Ведомства государственной службы, проверявшего работу Управления по делам гиюра. Выяснилось, что команда Друкмана работала из рук вон плохо, многократно умножив бюрократический аппарат и усложнив процедуру принятия иудаизма. Нет, речь идет не о религиозных устрожениях, но о выстроении новых бюрократических препонов. Таким образом, рав Друкман с его окружением оказался неугодным не только раввинским знатокам, но и светской власти, назначившей его на пост главного прозелитника.

Вызвавший бурю раввинский вердикт кажется безупречным документом в своем жанре. Действительно, «гиюрня» Друкмана занималась приемом тех, кто не имел никаких серьезных духовных и религиозных намерений. Поэтому плоды их рук евреями считаться не могут как в силу того, что сами никогда серьезно к этому не относились, так и в виду того, что принимавший их суд может быть приравнен к светскому или вовсе нееврейскому, ибо действовал вопреки нормам иудаизма. И это относится даже к тем, кто пришел в «Управление по делам гиюра» с серьезными намерениями.

Тут требуется пауза… В самом решении Высшего раввинского суда не говорится прямо о том, что все «гиюры» «управления» аннулируются, но именно это вытекает. Речь идет о судьбе восьми тысяч людей. Предположим, что 70% или даже 80% из них шли на осознанный обман. Но что делать сейчас благонамеренным и порядочным людям, честно выполнявшим все предписания «управления» и с тех пор живущим по законам Торы? Как можно было публиковать подобные постановления, заранее никак не подумав об этой категории людей?

И еще: где были религиозные авторитеты все эти годы? Или не слыхивали о «гиюрне» Пети Полонского, осваивавшей бюджет в рамках собственного понимания «иудаизма»? А разве рав Друкман и рав Дрори только сейчас начали действовать в угоду государству и вопреки Галахе? Это вопросы не столько к раввинскому суду, сколько к еврейству Торы в целом.

Тема прозелитов всплывет еще не раз в ближайшие годы. Наши времена мессианской поступи сравниваются с периодом исхода из Египта. Это не просто переселение людей, но и окончательная реализация всех душ. Как и в те стародавние времена, мы будем в эти дни неоднократно заниматься проблемами прозелитов, которые располагают потенциалом высшего исправления (Гер – Га"р), но также и сильнейшего разрушения (эрев рав, сапахат). Последняя история показывает, насколько далеки мы от сущностного эсхатологического осознания происходящего вокруг нас. Много шума. Мало сострадания.

Кончина шарлатанской «гиюрни» отрадна. Но что дальше?

Авигдор Эскин

hakira.info
 
Центр по борьбе с "гиюром"
Joomla Templates by JoomlaShack Joomla Templates