Гражданские браки в Израиле: минюст — за, НДИ — против Соглашение между министром юстиции Даниэлем Фридманом и главным сефардским раввином Шломо Амаром о введении в Израиле института гражданского брака вызвало самые неоднозначные реакции в стране. Если представители минюста считают этот шаг «важнейшей вехой в установлении истинного плюрализма в Израиле», то в НДИ называют его «соглашательством, которое не решит никаких проблем, а, напротив, запутает их еще больше и доведет до абсурда». Напомним, что целью вчерашней встречи была «подготовка почвы» к подаче законопроекта о гражданских браках и разводах. В религиозных кругах выразили готовность не торпедировать его. В свою очередь в минюсте пояснили, что оформление гражданских браков будет поручено судам по семейным вопросам. Взамен главный раввинат получит право формировать специальные суды по вопросам гиюра. При этом особо подчеркивается, что под действие Закона о гражданских браках и разводах (естественно, в случае утверждения такового кнессетом) будут подпадать только пары, не признанные евреями по Галахе. (Напомним, что евреями по Галахе считаются только те, кто рожден матерью-еврейкой, или перешел в лоно иудаизма.) По данным МВД, новый закон поможет решить проблему гражданского состояния по меньшей мере 300 тысяч израильтян, которых раввинат отказывается признавать «полноценными евреями», но которые одновременно не определяют себя представителями иных религий. В министерстве подчеркивают, что речь идет в основном о репатриантах из бывшего СССР, прибывших в Израиль по Закону о возвращении. Вместе с тем депутат кнессета, адвокат Давид Ротем считает, что соглашение между министром юстиции Даниэлем Фридманом и раввином Амаром «лишь усиливает позиции ортдоксальных евреев» и «сеют рознь между религиозными и светскими гражданами Израиля». Если данное соглашение будет претворено в жизнь, утверждает депутат, то наступит полнейший хаос. «Отныне гражданским браком смогут сочетаться только два партнера — неевреи; да и то при условии, что они предоставят… справку из главного раввината, подтверждающую их нееврейство»,— сказал он. И добавил: «Если сегодня нужно очень долго и упорно доказывать свое еврейство, то трудно себе представить, какие требования предъявит главный раввинат для доказательства обратного». Депутат Ротем также полагает, что все вопросы гиюра теперь будут сосредоточены только в руках главного раввината, что лишь удлинит путь перехода в еврейство. В свою очередь один из бывших высокопоставленных деятелей партии Шинуй (ныне не представленной в кнессете) в беседе с корреспондентом «Курсора» напомнил, что компромисс, подобный заключенный Фридманом и раввином Амаром, предлагался и Йосефу Лапиду (бывший лидер партии). Однако тот отверг его, полагая, что «усеченный» закон о гражданских браках выглядит «чистой профанацией». Однако ряд специалистов высказывают мнение, что данное соглашение следует рассматривать лишь в качестве первого шага к введению подлинного института гражданских браков. Они считают, что на основе прецедента можно будет расширить действие закона, дополнив его ведомственными инструкциями и подзаконами. Напомним также, что в настоящее время для оформления браков репатрианты, не признанные евреями, вынуждены отправляться на Кипр, в Болгарию или Прагу. Курсор |