Гиюр истинный и подложный Печать E-mail
15.08.2007 г.

בס"ד

Свиток ТорыПонятие гиюра существует с момента дарования Торы на горе Синай, т. к. является одной из 613 заповедей. И хотя есть упоминания о гиюре и до дарования Торы, статус и незыблемость заповеди Творца гиюр приобретает именно при Синайском откровении. Что же такое «гиюр»? Является ли это только изменением вероисповедания, или здесь присутствует и переход в другую национальность? Почему современный гиюр ассоциируется с фальсификацией и обманом? Как относятся евреи к неофитам? Попытаемся ответить на эти вопросы в нашем коротком очерке.

Еврейская национальность – это национальность, определяемая Торой. До дарования Торы, Всевышний «собственноручно» выбирал и определял евреев. Так Всевышний решил, что именно Ицхак наследует Авраама, а из двух братьев близнецов (Эйсав и Яаков) – один еврей, а другой нет. При даровании Торы определение еврейства приобрело вечные и чёткие рамки – евреем является человек рождённый от матери еврейки, или принявший гиюр по закону Торы. Таким образом, человек, принимающий гиюр, изменяет свою национальную принадлежность, и с момента гиюра является не только иудеем по вероисповеданию, но и евреем по национальности (которая, в отличие от других, определяется Торой, как было выше упомянуто).

Испокон веков в еврейских источниках различаются истинные геры (неофиты) «герей цедек» от «навязавшихся» геров, «герим грурим». Объясним по порядку оба понятия.

Истинный гиюр

Истинный гиюр полностью инициирован неевреем. По законам Торы строго запрещено зазывать неофитов, или даже намекать им на путь гиюра, как на предпочтительный. Тора описывает человечество, разделённым на нации, по замыслу Всевышнего. У каждого народа -свой праотец основатель. Иногда, жизни «отцов наций» уделены в Торе многие страниц. Это подчёркивает их важность, как «глобальных» людей, отчего и их жизненные события приобретают общий характер. У каждого народа свой ангел. У каждого народа своя миссия на земле. Если евреи избраны Б-гом, чтобы служить Ему исполнением 613-и заповедей, то от неевреев Всевышний ожидает служение, в виде 7 заповедей сыновей Ноаха. Национальные рамки святы и незыблемы, в особенности граница между евреями и другими народами. Тот, кто пытается стушевать эти разграничения, борется с самим Творцом. В свете этого ясно, почему еврею ни в коем случае не разрешается приглашать неофитов.

Истинный гиюр состоит из двух фундаментальных частей: искренность намерений неофита и принятие обязанности исполнения всех заповедей Торы.

Искренность неофита означает, что единственной целью принятия гиюра для него является приближение к Еврейскому Б-гу и служение ему по «еврейским требованиям». Если вместо (или даже вместе) этого мотива выступает любое другое соображение – такой человек уже попадает под определение «навязавшегося гера», которое буде ниже описано. Чуждыми мотивами могут служить как самые меркантильные помыслы (матримониальные, финансовые, социальные), так и самые возвышенные (увлечение еврейской историей и философией, национальным характером, любовь к государству Израиль, духовные переживания, связанные с евреями и т. д.). Так же, как в постулате единства Б-га, еврею запрещено примешивать любые другие понятия, даже духовные и возвышенные, так и желающий стать неофитом не должен прибавлять к единству Еврейского Б-га, как к мотиву гиюра, ничего чуждого.

Обязанность выяснения искренности мотивов неофита лежит на раввинском суде. Ещё до диалога с самим кандидатом, судьи обязаны любым методом удостовериться, что претендентом не движут побочные намерения. Если подобные мотивы обнаружены – кандидату должно быть отказано в гиюре (до слушания его претензии).

Второй часть истинного гиюра является принятие обязанности исполнения заповедей. Еврейский религиозный образ жизни предполагает великое множество запретов и указаний, относящихся как к духовным сферам человеческой деятельности, так и к самым обыденным. Неофит обязан принять на себя исполнение всех еврейских законов, имеющих к нему отношение. Если даже один пункт еврейского законодательства показался ему неприемлемым, или необязательным, гиюр не защитывается. Важно отметить, что еврей по происхождению никогда не проходит подобную процедуру принятия исполнения заповедей, и его еврейство от неё не зависит. Поэтому и нерелигиозный еврей, и еврей-атеист, никоим образом не становятся «меньше» евреями по факту неисполнения заповедей.

Ещё важным моментов в истинном гиюре является готовность претендента полностью порвать со своим прошлым. Речь идёт не только об образе жизни, но и буквально о родственных связях. «Новообщённый гер похож на новорожденного ребёнка», гласит Талмуд. По букве закона, если брат и сестра прошли гиюр – они родственниками больше не являются, и теоретически могли бы пожениться. Однако Мудрецы запретили это, «чтобы не говорили, будто гер деградировал в уровне своей святости по прошествии гиюра». Очень важно осознать кандидату в неофиты, что на завтрашний день после гиюра он останется один-одинёшенек, без папы с мамой, без предков вообще.

Подложный гиюр

В свете вышесказанного ставится понятным явление «навязавшихся» геров. Эти люди не подходят в истинные геры, как минимум по одному из двух вышеупомянутых принципов: либо они преследуют меркантильные цели, либо не намереваются исполнять заповеди. Таких «навязавшихся» геров было за еврейскую историю великое множество, во много раз больше, чем истинных. Практически каждый подъём еврейской государственности, каждый всплеск военной мощи, прибивал к еврейским берегам сотни тысяч неискренних неофитов. И обычно таким же мимолетным и несерьёзным, как их приход к евреям, было и обратное движение – эти люди не задерживались в евреях больше одного-двух поколений.

Моральный облик «навязавшегося» нетрудно представить. Это – мелкий обыватель и приспособленец. Если истинные геры всегда являлись яркими личностями, готовыми поспорить с судьбой, и всегда идти вопреки выгоде, вопреки логике, то неискренние геры – это толпа, для которой важнее всего быть со всеми и как все. Ярчайший пример таких людей – нееврейские иммигранты в современном Израиле, наспех «огиюренные» по указке сверху.

На фоне богатого опыта отношений с «навязавшимися» герами выработалось и еврейское отношение к неофитам. Это отношение можно охарактеризовать как осторожное и подозрительное. Есть прецендеты отмены гиюра раввинским судом через 15 лет после прохождения этой процедуры. Выходит так, что каждый, даже истинный гер, на протяжении всей своей жизни доказывает свою правоту и искренность. «Беда за бедой постигнет принимающих геров», говорит Талмуд.

Раввин Нафтали Шрайбер

 
Центр по борьбе с "гиюром"
Joomla Templates by JoomlaShack Joomla Templates