Московский Патриархат протестует против дискриминации православных в израильской армии Печать E-mail
21.12.2007 г.
С 27 ноября по 4 декабря 2006 года состоялась совместная рабочая поездка Заместителя Председателя Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями иерея Михаила Васильева и Председателя аналогичного Отдела при Федерации еврейских общин России раввина Аарона Гуревича в Израиль. В ходе поездки были выявлены проблемы, существование которых ранее не представлялось возможным. В беседе с корреспондентом сайта ПОБЕДА.RU иерей Михаил Васильев поделился своими впечатлениями о поездке в Израиль. Отец Михаил, какие мероприятия удалось провести в рамках поездки?

Изначально целью поездки ставилось выяснение вопросов связанных с возможностью духовного окормления священниками Русской Православной Церкви православных военнослужащих израильской армии. Поэтому были запланированы встречи с командованием и личным составом Израильской Армии, а также с представителями израильского военного раввината.
Нам удалось увидеться с Военным Атташе посольства России в Израиле, который познакомил нас с особенностями структуры израильской армии в целом, и с системой военного раввината в частности.
Также мы встретились с руководителем Духовной Миссии Русской Православной Церкви в Иерусалиме архимандритом Тихоном Зайцевым. Отец Тихон, приводя примеры из жизни, рассказал нам о многочисленных случаях, когда в храмы Русской Православной Миссии, а их в Израиле семь, часто обращаются как военнослужащие израильской армии, так и члены их семейв основном родители — с просьбой о духовной поддержке. К величайшему сожалению, официально оказывать эту поддержку израильским военнослужащим не разрешается.
Согласно официальной статистике, из 180 тысяч израильских военнослужащих 10% официально являются христианами, и, естественно, большинство из них — это православные христиане. Но ни один человек из этого достаточно большого количества военнослужащих не имеет возможности духовно окромляться во время своей срочной службы.
Как известно в израильской армии женщины служат 2 года или, если в младшем офицерском чине, 2, 5 года. Молодые люди сразу после школы служат или 3, или 3,5 года срочной службы, соответственно. Служба обязательна для всех. За полгода до истечения срока учебы в школе у всех призывников автоматически аннулируется загранпаспорт, а по окончании школы они не получают аттестат, а значит не могут ни работать, ни продолжить свое образование. И только через полгода службы в армии им приходит приглашение из школы на получение аттестата о среднем образовании. Если же они в армию не идут, то им аттестат о среднем образовании не выдается. Такая тоталитарная система нам, в России, представляется странной, но в Израиле она действует уже много лет.
Освобождение от службы в армии происходит исключительно в том случае, если человек объявляет себя, как там говорят, «религиозным», т. е. правоверным иудеем, неукоснительно следующим религиозным нормам. «Религиозные» считаются хранителями традиционной еврейской культуры, «белой кровью», и их сохранение, освобождение от воинской службы уже стало своеобразным принципом демографической политики.
Мы даже и представить себе не смогли бы, чтобы в России человек, который в субботу и воскресение ходит в храм, освобождался бы от службы в армии на том основании, что он является генофондом нации, хранителем национальной культуры.

Как складываются взаимоотношения между военнослужащими-представителями разных конфессий? В частности, как относятся в израильской армии к военнослужащим-христианам?

Как мы выяснили, многие солдаты и офицеры во время службы подвергаются дискриминации по религиозному признаку. Офицеры-иудеи принуждают их снимать крестики, не всегда в церковные праздники им позволяется посещать храм. В свято чтимый шаббат, иудеи, как известно, отдыхают, поэтому в этот день тяжелые работы преимущественно выполняют военнослужащие-христиане.
Мне довелось пообщаться с военнослужащей, младшим офицером, одной из воинских частей. Эта девушка и ее родители рассказывали о случае, когда вышестоящий офицер настаивал на том, чтобы она заставила солдата — срочника, находившегося в ее подчинении, снять нательный крестик. Тот солдат долго отказывался исполнить ее требование, да и она не давила на него, т. к. сама носит крестик, запаянный в кулончик. Дело закончилось тем, что вмешалось командование и, пригрозив парню, что напишут ему плохую характеристику в университет и на работу, заставили его снять крестик.
Хотя, конечно, ситуация меняется раз от разу. Например, два солдата инженерно-саперной части рассказывали, что у них не запрещено носить крестики.
Сейчас можно сказать с уверенностью, и это можно считать официальной позицией Русской Православной Церкви, что мы считаем недопустимыми те вопиющие нарушения религиозных прав военнослужащих израильской армии, исповедующих христианство.

Что представляет собой система военного раввината в Израиле?

Очень показательным является тот факт, что на 180 тысяч военнослужащих израильской армии приходится тысяча военных раввинов в офицерском чине, причем у каждого из них имеются помощники. Каждый раввин еженедельно в обязательном порядке ведет многочасовые занятия с военнослужащими. Помимо этого во всех воинских частях проходят обязательные для всех военнослужащих религиозные обряды, например, шаббат.
Если же солдат не исповедует иудаизм, то в течение нескольких лет своей срочной службы он подвергается постоянному прессингу со стороны раввина, который предлагает ему пройти процедуру обрезания и признать себя правоверным иудеем.
Во время поездки у нас состоялась встреча с главным раввином бригадным генералом Аверонским. Встреча, назначенная не без умысла, на девять вечера (видимо, чтобы наш визит остался незамеченным), проходила в здании Генерального Штаба Израильской Армии, где, я думаю, православных священников раньше не было, и маловероятно, что они будут там в ближайшем будущем. В ходе нашего разговора с главным раввином мы смогли обменяться мнениями, задать интересующие нас вопросы. Суть вопросов, заданных мною, сводилась к тому, чтобы выяснить отношение военного раввината Израиля к возможности введения в израильской армии христианских капелланов. Вкратце ответ раввина Аверонского звучал так: «Мы, военные раввины,— очень образованные люди и поэтому можем консультировать солдат и офицеров по вопросам всех религий».В качестве доказательства он рассказал случай о том, как однажды раввин совершил обряд обрезания для военнослужащего- мусульманина. Я позволил себе спросить, будут ли военные раввины совершать таинство крещения. Ответа на этот вопрос мы не услышали.
Официальная позиция военных раввинов и государства Израиль в целом очевидна – они не хотят допускать в свою армию православных священников.
В то же время мы, священники Русской Православной Церкви, не препятствуем работе раввинов с российскими военнослужащими-иудеями, хотя они не составляют сколько-нибудь ощутимого числа в Вооруженных Силах России.
Следовательно, мы должны четко осознавать, что никакой демократичности, поликонфессиональности в израильской армии нет, и никогда не будет. Это жесткая, авторитарная, моноэтническая и идеологически выверенная в стиле иудаизма система, ориентированная только на евреев, а конкретнее, на иудеев.
Эту проблему Израиль обязан решить если он претендует на то, чтобы именоваться демократическим, а не авторитарным государством.

В случае, если все-таки будет введено христианское военное духовенство в израильской армии, священнослужители какой из Церквей будут духовно окормлять военнослужащих?

Территория государства Израиль находится в ведении Иерусалимской Автокефальной Православной Церкви. Но этнических греков в израильской армии нет, т.к. они служат, естественно, в Греции. В то же время эмигранты из России и стран бывшего СНГ составляют в боевых частях израильской армии 40%. При этом подавляющее большинство православных военнослужащих – это люди, принявшие Святое Крещение в России. Для юношей и девушек, которых еще в детстве, когда они сами не могли выбирать, вывезли из России, пребывание в Израиле скорее не вина, а беда. Они, как и все, призываются в армию, и именно их в первую очередь бросают в бой, т. к. они не являются правоверными иудеями.
Поэтому священнослужители, вне зависимости от того, будут ли они с официального разрешения иерусалимского Патриарха прикомандированы от Русской Православной Церкви, или же они будут специально подготовленные клирики Иерусалимского Патриархата, обязательно должны владеть как ивритом, так и русским языками.
Работа православных священников очень важна и нужна для израильских солдат-христиан. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения военнослужащих и их родителей в Русскую Духовную Миссию с просьбами о создании для них официальной системы духовного окормления православными священниками. Сейчас же, по словам архимандрита Тихона, руководителя Русской Духовной Миссии, солдаты приходят причащаться, исповедоваться, переодеваясь в гражданскую одежду, потому что в обратном случае им не избежать проблем на службе.
Меня, например, как священника, в воинские части израильской армии намеренно не допустили, несмотря на то, что посещение солдат было оговорено при утверждении плана нашей командировки.
Если будет введено православное духовенство в израильской армии, то результаты этого будут ощутимы и для нас, православных христиан.
Например, на данный момент израильские полицейские-иудеи, которые охраняют Храм Гроба Господня в Иерусалиме, позволяют себе с оружием в руках ходить по храму и курить. Известны случаи избиения полицейскими православных священнослужителей. Если охранять православные святыни будут люди, которые понимают, что их служба — это не только выполнение долга перед своей страной, но и долг перед их Верой, то, конечно, они будут относиться к своим обязанностям более ответственно и благоговейно.

ПОБЕДА.RU
 
 
Центр по борьбе с "гиюром"
Joomla Templates by JoomlaShack Joomla Templates